Поселок Дубровицы


Гарнизон и штаб

История Дубровиц в годы Великой Отечественной войны
Группа подольчан на военных занятиях в Дубровицах - 1929 г. Фото из домашнего архива Сергея Денисова / vk.com/istorya_podolska
Вениамин Евгеньевич Давидсон
Я попал в саперы. Это был 244 отдельный саперный батальон, располагавшийся в деревне Дубровицы, возле города Подольска Московской области. Дубровицы знамениты своей церковью, занесенной в памятники архитектуры. Она не типична для русских церквей, с красивым ажурным украшением купола. Не знаю - правда ли, рассказывали, что ее построил какой-то иностранный архитектор, неправильно сориентировав по отношению к странам света, и будто бы по этой причине попы отказывались ее освящать, а Петр I насильно их заставил освятить.

Батальон готовился к действиям в Финляндии. Саперного дела мы - новички еще не знали, но на лыжах с полной выкладкой нас учили бегать каждый день. К нашему счастью, финская война закончилась без нас. Новичков со средним образованием определили в школу младших командиров, - учебную роту, где за полгода готовили сержантов, командиров отделений. В эту школу попал и я.


Из воспоминаний Вениамина Давидсона
Группа подольчан на военных занятиях в Дубровицах - 1929 г. Фото из домашнего архива Сергея Денисова / vk.com/istorya_podolska
1 сентября 1940 года в деревне Дубровицы близ Подольска была сформирована 23-я смешанная авиадивизия. В своем составе она имела четыре авиаполка – 99-й, 213-й, 214-й ско-ростные бомбардировочные и 16-й истребительный авиаполки. Великую Отечественную войну авиадивизия встретила, имея на вооружении самолеты СБ, И-16 и МиГ-3. В. Е. Нестерцев писал в автобиографии: «В первый день войны я был вызван командующим ВВС МВО товарищем Сбытовым, который приказал мне принять 23-ю авиадивизию в городе Ржеве и вылететь с ней на фронт в район города Борисово. 24 июня я с дивизией перелетел к месту назначения, заняв полевые аэродромы Приямино и Докудово... В августе 1941 года первым Указом Президиума Верховного Совета СССР за боевые действия под Оршей и Смоленском летчики 23-й смешанной авиадивизии были награждены орденами, в том числе и я орденом Красного Знамени»

История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия
Леонид Никитович Хрущев
Наш земляк - Герой Советского Союза летчик Вячеслав Михайлович Забалуев
Кадр из презентации Подольск в годы Великой Отечественной войны
Немецкая аэрофотосъемка времен Великой Отечественной войны
Музей Абрамцево
«Каждое лето наши семьи ездили на дачу под Подольском. Война началась, когда мы были в Луковне. На весь дачный сезон покупали и консервы и муку и крупу, и сахар и другие продукты. Вобла у нас висела целыми пачками на верёвочке. Поэтому, когда началась война, у нас оказались запасы продовольствия, на которые, при экономном расходовании, мы довольно долго жили.

В первые дни войны на Луковню ночью самолёты сбросили зажигательные бомбы. Бомбы были прикреплены по четыре штуки к железному квадрату, который в свою очередь крепился к стержню длинною около полутора метров. Стержень затем мы употребляли как кочергу. Зажигалки упали в поле на окраине Луковни. Ни один дом не пострадал. Видимо налёт был на Подольск, но лётчики ошиблись. На склоне горы, напротив снимаемого дома начали рыть землянку на случай дальнейших налётов. Её так и не дорыли. При объявлении налётов на Москву, которые, как правило, были ночью, прятались в бомбоубежище (землянке) хозяев дачи»

27/VI - Холодно, дождь. Ужасная погода. Весь день сидел дома, читал Толстого - гениально, но наивно. Почему он не читал социалистов? Башка расстроена, дети её раздражают. Читал «Бедность - не порок». Слушали с интересом. Копали бомбоубежище. Тоска. Уменя t 37,2°.
22/VII - Пасмурно, тепло. Дома с Сашкой. Приехала Наташа. Положение очень серьёзно. Вечером приехала Олечка. Решили оставаться.
Ночью тревога. Вставали смотреть - однообразно. Сбит аэроплан за лесом.
23/VII - Солнечно, тепло. С Алёной и Кирюшей по ягоды в Поливановск. сосняк. Набрали две корзинки. С детьми на купанье. Днём военные рассказы о Москве, диверсанты. Лёля из Москвы. Вечером тревога. В 12 часов так ударило, что все повскакали. Тревожные сборы в темноте, дети с Наташей в убежище. Возмутительно светлые ракеты, как в театре светло. В половине 3-го легли спать.
25/VII - Ясно, жарко. С детьми в Александровский лес, смотрели след от разрыва бомбы. Воронка в 1 метр радиуса и глубины, более на 2 метра - голая земля и далее на б метров рожь лежит, покрытая какой то чёрной жидкостью (нефть?). Во ржи тропинка. Набрали две корзины ягод. За обедом - Надя. Вечером изнывали дома. Ночью тревога - спали.
2/VIII - Тепло, солнечно. С Кирюшей за грибами. Сделал лук. ; нашли
гнездо витютня, одно яйцо, п/обеда спал под яблоней. Вечером в сосняк. Ночью большой налёт, часа четыре. Всё кружит над нами. Противно.
9/VIII - Тепло, разгулялось. Вечером тревога - сидел в яме. Вредно здоровью, но под землёй покойно...

Отрывок из дневника Ивана Николаевича Алябьева (1874 - 1955) из книги Т.Г. Руновой "От Мамонтовых к Алябьевым"
Николай Иванович Папаев - фото из семейного архива Папаевых-Журбы
Дубровицы. Конный двор. 1943 год. ГИМ
Фуфаев Александр Сергеевич, 1894-1967
Дубровицы. Служебные здания
1943 г. желатино-серебряный отпечаток

Конный двор в Дубровицах в 1942 или 1943. Александр Сергеевич Фуфаев занимался фиксацией объектов культурного наследия, пострадавших во время оккупации и в годы Великой Отечественной войны. Эта особая миссия позволила историкам зафиксировать объекты в дни, когда война еще шла и Дубровицы были стратегическим особо охраняемым объектом, фотосъемка которых производилась только после получения особого разрешения. На фотографии мы видим большую силосную башню, построенную в ранние советские годы у ворот Конного двора.

Как видно на фото - правое крыло Конного двора - жилое. Таким оно оставалось до середины 1960-х. Впоследствии здание использовалось в качестве лабораторных помещений ВИЖа.
из архива Александры Лазуткиной
Фуфаев. Дубровицы. 1942 или 1943
ЦАМО
ЦАМО
Учлёты 233 Истребительного авиаполка.
Аэродром Дубровицы. 1943 год.
Первый справа в первом ряду А.С. Бойцов
Фото из фондов Историко-мемориального музея "Подолье", г. Подольск
Бойцов Аркадий Сергеевич родился 17 марта 1923 года в городе Подольске Московской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу, учился в кожевно-обувном техникуме в Москве. С 4 апреля 1941 года в рядах Красной Армии, призван Железнодорожным РВК города Москвы. Окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов, эвакуированную в начале войны в Туркмению, в город Кызыл - Арват.

С 1 июля 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в составе 11-го истребительного авиационного полка ( 318-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны ). За время работы по охране Москвы старший лётчик 11-го ИАП младший лейтенант А. С. Бойцов совершил 15 боевых вылетов на прикрытие железнодорожных перевозок, железнодорожных узлов и сопровождение особо важных литерных поездов.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. В январе 1952 года был направлен в Северную Корею заместителем командира эскадрильи по политической части 16-го истребительного авиационного полка. В воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника и ещё 2 подбил.

За период боевой деятельности в Северной Корее с января 1952 года по июль 1953 года лётчики 16-го ИАП, летая на самолётах МиГ-15бис, одержали 26 воздушных побед, потеряв 12 своих самолётов и 4 лётчиков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1953 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, майору Бойцову Аркадию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 10861 ).

После возвращения в Советский Союз, продолжил службу в ВВС. В 1958 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1966 году - Военную академию Генерального штаба. С 1967 по 1968 год был командиром 119-й истребительной авиационной дивизии Одесского военного округа (город Тирасполь ). С 1966 по 1976 годы - заместитель командующего ВВС Приволжского военного округа. С 1976 года генерал - майор авиации А. С. Бойцов - в запасе. Жил и работал в Куйбышеве ( с 1991 года - Самара ). Возглавлял школу юных летчиков-космонавтов при Самарской школе №69.

Умер 15 июня 2000 года. Похоронен в Самаре на Рубежном кладбище.
За годы службы дважды награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени и трижды орденом Красной Звезды.
ЦАМО
Никифор Романович Козубенко и Вера Андреевна Белышева. Из архива Веры Белышевой.
"Офицеры английской союзнической военной миссии и советские летчики 177 ИАП на аэродроме Кузнечики в районе г. Подольска" - такой подписью снабжены эти фотографии из коллекции Государственного музея обороны Москвы
Во всех документах военного и раннего послевоенного времени он называется Аэродром Дубровицы. Напомним, что штаб и летный состав нескольких авиационных полков располагались в 1940-х именно в Дубровицах - летчики занимали главный дом усадьбы, конный двор и трехэтажный дом у парка - он до сих пор носит неофициальное название "штаб" так как там был штаб и общежитие летчиков. Территория от штаба в сторону нынешних детского сада и котельной была огорожена забором с КПП и называлась в поселке "Гарнизон".

Жители и краеведы Кузнечиков тоже по праву могут считать эти фотографии "своими", так как сняты они, скорее всего, на территории бывшего аэродрома - ныне микрорайон Кузнечики.

Об этом эпизоде посещения военной части английскими летчиками нам пока почти ничего не известно, но мы постараемся выяснить.

Пока же мы знаем, что в августе 1942 года в Подольск (аэродром Дубровицы) перебазировались летчики 926-го истребительного авиационного полка ПВО. Прибыли летчики сюда для переучивания на английские истребители "Харрикейн" (Hawker Hurricane).

Как рассказывала в интервью радистка Вера Белышева, в Дубровицах военные специалисты занимались переводом технической документации, адаптацией приборных панелей и обучением летчиков и техников. dubrovitsi.ru/09051945

О том, что происходило в Дубровицах и окрестностях в годы Великой Отечественной войны - собираем на сайте. Если у вас есть информация, фотографии или воспоминания родственников, связанные с Дубровицами в годы войны и вы готовы поделиться этой информацией - свяжитесь с нами
9 мая 1945 года Вера Белышева помнит отчетливо.

«Тут танцы, пляски, прыгали-скакали. Но на аэродроме у нас произошла авария. 9 мая был такой снегопад, что видимость была нулевой! Самолет, летевший из Польши, попал в яму и разбился, прямо у нас, немножко не долетев», — рассказала ветеран. И всё это – на глазах у тех, кто в это время должен был петь и ликовать.

Вот таким получился у супругов Белышевых первый праздник победы…
Самолет Hawker Hurricane. Переучивание летчиков на эти самолёты проводилось на аэродроме Дубровицы с сентября 1942 года.
Аэродром в Дубровицах появился ещё в конце 1930-х годов. Использовался как учебный.

С марта 1940 по май 1940 в Дубровицах был сформирован 133 истребительный авиационный полк Московского военного округа (аэр. Дубровицы Подольского района Московской обл.). Позднее 133 Барановичский Краснознаменный истребительный авиационный полк (Войсковая часть полевая почта 40590)
12.05.1940 Полк перебазирован в Закавказский ВО (азр. Миха Цхакая).

В начале войны в Дубровицах базировались бомбардировщики 173 авиаполка 77 авиадивизии и истребители 177 истребительный авиационный полк.
Штаб и гарнизон в/ч 10232 располагался в поселке Дубровицы.

В сентябре 1942 в на аэродром Дубровицы для переучивания на английские истребители «Харрикейн» прибыли летчики 416 истребительного авиационного полка ПВД
Ранее – 926 истребительный авиационный полк ПВО
(Войсковая часть полевая почта 49696)

В октябре 1942 полк приступил к боевой работе в составе 106 иад ПВО Бологоевского р-на ПВО на самолетах «Харрикейн».

Источники: Анохин В. А. Все истребительные авиаполки Сталина
Коршунов С. В.Талалихин - летчик истребитель. На переднем плане Виктор Талалихин и командир 177 авиационного полка Михаил Королев. Есть вероятность, что снимок сделан в Дубровицах. Госкаталог / Музей Москвы
1941-1945
    23-я смешанная авиационная дивизия

    Сформирована 01.09.1940 г. в деревне Дубровицы близ Подольска как 23 сад в составе Московского военного округа.
    Действовала на Западном фронте.

    Источник и форум

    133-й истребительный авиационный полк

    133-й истребительный авиационный полк сформирован в Московском военном округе на аэродроме Дубровицы Подольского района Московской области в период с марта по май 1940 года.

    Источник и книга


    Справка, выданная старшему лейтенанту Бородавкину Л.А. в том, что его личное дело осталось в МВО г. Подольск Дубровицы.

    "Государственное бюджетное учреждение Ивановской области "Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина"
    Описание воздушного боя из документов 6-го ИАК ПВО. Фото: warspot.ru
    Боевой путь 177 ИАП. Источник: Музей школы №32 г. Подольск
    177-й истребительный авиационный полк сформирован в период с 10 мая 1941 года по 15 июля 1941 года на аэродроме Клин на основании приказа НКО СССР №0784 от 27 марта 1941 года.
    Формирование 177-го истребительного авиационного полка началось 10 мая 1941 года на аэродроме города Клин. А закончилось оно в начале Великой Отечественной войны - 15 июля 1941 года. Этот день считается Днём части. Хотя уже 22 июня 1941 года в полку провели митинг и зачитали приказ о круглосуточном боевом дежурстве.

    Для усиления противовоздушной обороны столицы, западного и юго-западного направлений полк 11 июля 1941 года перелетел на аэродром Дубровицы г. Подольска. Массированные налеты на Москву авиация Германии начала вести через 10 дней. И 22 июля 1941 года полк принял первое боевое крещение в воздушных боях с фашистскими асами. Счет боевым вылетам в этот день открыл батальонный комиссар Н.Ходырев. А уже через четыре дня, 26 июля, командир 1-й эскадрильи капитан И.Самсонов сбил первый немецкий самолет 'Юнкерс-88'. Причем совершил это ночью.

    В ночь с 6 на 7 августа 1941 года заместитель командира 1-й эскадрильи младший лейтенант Виктор Талалихин совершил впервые в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика 'Хейнкель-111', обнаруженного на высоте 4500 м. 8 августа Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. А утром 27 октября в неравном воздушном бою Виктор Васильевич Талалихин погиб. Позже его подвиг - ночной таран - повторили два летчика 177-го полка: лейтенант А.Печеневский и капитан Н.Благодаренко. Приказом Министра Вооружённых Сил СССР №51 от 30 августа 1948 года В.Талалихин навечно зачислен в списки 1-й авиационной эскадрильи полка.

    В историю военной мировой авиации навсегда вошел и лейтенант П.Фунтов. В октябре 1942 года в районе Осташково он в одиночку вступил в схватку на МиГ-3 против 75 (!) самолетов противника. В результате ему удалось сбить два немецких бомбардировщика и заставить вражеских летчиков сбросить бомбы, не долетев до цели.

    Это лишь некоторые яркие факты из истории 177-го ИАП.

    Справка

    Всего за годы Великой Отечественной войны полком было выполнено 4708 боевых вылетов. Боевой налёт полка составил 3615 часов 38 минут. В 172 воздушных боях сбито 88 самолетов противника. Штурмовыми действиями уничтожено 17 танков, 40 автомашин, 1 зенитная батарея, 10 зенитно-пулеметных точек, 1 эскадрон кавалерии, до 2 батальонов пехоты. За время боевых действий орденами и медалями было награждено 134 человека, медалью 'За оборону Москвы' - 197 человек.

    К сожалению, в воздушных боях и от зенитного огня противника погибло 17 летчиков и был потерян 31 самолёт.

    Источник: forumavia.ru
    Журнал боевых действий 177-го ИАП
    11 ноября 1941 года
    В 14.45 на аэродром Дубровицы сброшено 9 бомб, из них 2 по 500 кг. Ущерб не причинен. 
    Из журнала боевых действий
    В сводке не говорится о человеческих жертвах среди мирного населения. А они были. Но мы об этом почти ничего не знаем
    6 ноября 1941 года погиб от взрыва бомбы Трефилкин Ваня
    В ноябре погиб при взрыве бомбы Толя (Анатолий Степанович) Кремнёв — школьник. 
    В наши дни о аэродроме Дубровицы напоминает …лишь оформление магазина «Вкусвил», расположенного на месте бывшего аэродрома
    Наши друзья с аэродрома Дубровицы предоставили нам вот такую выписку. Еще одно мощное свидетельство того, что творилось в Дубровицах в годы войны. 

    1941 год 

    29 июня 1941 года 
    Истребительная авиация произвела 33 самолетовылета для посадки неопознанных [самолетов], летящих без заявки и для патрулирования в зоне действия. 
    На аэродром Подольск посажены были [самолеты] ДС-3 = два 
    11 июля 1941 года 
    177 иап в составе 15 экипажей из Клина перелетели на аэродромы Подольск, Дубровицы. 
    12 июля 1941 года 
    177 иап перебазировался с аэродрома Клин на аэродром Дубровицы. (Боевых экипажей нет.) 
    На 31 июля 1941 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов И-16 — 51, летчиков — 101 
    На 31 августа 1941 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 4, И-16 — 20, летчиков — 33 
    На 30 сентября 1941 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов И-16 — 11, МиГ-3 — 8, летчиков — 30 
    На 31 октября 1941 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 6 исправных и 2 неисправных, И-16 — 8 исправных и 5 неисправных, летчиков — 28 

    9 ноября 1941 года 
    В 14.37 Ю-88 противника сбросил 11 ФАБ на юго-западную часть аэродрома Дубровицы. 
    11 ноября 1941 года 
    В 14.45 на аэродром Дубровицы сброшено 9 бомб, из них 2 по 500 кг. Ущерб не причинен. 

    На 31 ноября 1941 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 9 исправных и 4 неисправных, И-16 — 12 исправных и 2 неисправных, летчиков боеготовых днем — 21, боеготовых ночью — 7 
    На 31 декабря 1941 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 10 исправных и 2 неисправных, И-16 — 10 исправных и 3 несправных, летчиков боеготовых днем — 20, боеготовых ночью - 7 

    1942 год 

    На 1 января 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 10 исправных и 2 неисправных, И-16 — 8 исправных и 5 неисправных, летчиков - 27 (боеготовых днем 16, боеготовых ночью - 8) 
    На 1 февраля 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 7 исправных и 3 неисправных, И-16 — 6 исправных и 6 неисправных, летчиков — 23 (боеготовых днем — 15, боеготовых ночью — 5) 
    На 5 марта 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 5 исправных и 5 неисправных, И-16 — 7 исправных и 3 неисправных, летчиков — 26 (боеготовых днем — 22, боеготовых ночью — 3) 
    428 иап: самолетов МиГ-3 — 8 исправных и 9 неисправных, летчиков - 22 (боеготовых днем - 8) 
    На 5 апреля 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 4 исправных и 4 неисправных, (и на аэродроме Инютино самолетов И-16 — 9 исправных и 1 неисправный), летчиков — боеготовых днем 18, боеготовых ночью — 6 
    428 иап: самолетов МиГ-3 — 2 исправных и 9 неисправных, боеготовых экипажей нет 
    На 9 мая 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 6 исправных и 2 неисправных, И-16 — 1 исправный, летчиков 25 (боеготовых днем — 20, боеготовых ночью — 6) 
    508 иап: самолетов ЛаГГ-3 — 19 исправных и 1 неисправный, летчиков 20 (боеготовых днем — 20) 

    30 мая 1942 года 
    Ночью один самолет противника Ме-110 в хвосте за Пе-2 проник до аэродрома Дубровицы. После дачи сигналов «Я свой самолет» противник обстрелял ночью (ночной?) старт и сбросил две бомбы (50 и 100 кг). 

    На 1 июня 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов И-16 — 2 исправных и 1 неисправный, ЛаГГ-3* — 4 исправных и 3 неисправных, летчиков — 25 (боеготовых днем — 12, боеготовых ночью — 8) 
    *- скорее всего, это опечатка — следует читать МиГ-3 
    508 иап: самолетов ЛаГГ-3 — исправных 20, летчиков 20 (боеготовых днем — 20) 
    На 9 июля 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    67 иап: самолетов — нет, летчиков - 14 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 5 исправных и 2 неисправных, И-16 — 1 исправный и 1 неисправный, летчиков — 23 (боеготовых днем — 12, ночью — 7) 
    На 1 августа 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    67 иап: самолетов Харрикен — нет, летчиков — 16 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 7 исправных и 4 неисправных, И-16 — 1 исправный и 1 неисправный, летчиков — 21 (боеготовых днем — 10, боеготовых ночью — 7) 
    30 августа 1942 года 
    Перебазирование частей для несения боевого дежурства и сопровождения бомбардировщиков: 10 экипажей 12 гиап с Центрального аэродрома [перебазировались] на аэродром Дубровицы. 
    На 30 августа 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    67 иап: самолетов Харрикен — нет, летчиков — 14 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — исправных — 11, неисправных — 1, И-16 — исправных — 1, неисправных - 1, летчиков — 19 (боеготовых днем — 16, ночью — 6) 
    3 сентября 1942 года 
    Перелеты и перебазирование на аэродром Подольска (12 гиап) — 11 самолетовылетов, налет 5 часов 38 минут. 
    14 сентября 1942 года 
    Перелет 9 Як-7б 12 гиап с Центрального аэродрома на аэродром Дубровицы — 9 самолетовылетов, налет 4 часа 30 минут. 
    22 сентября 1942 года 
    Перелеты с аэродромов: ЦА на аэродром Дубровицы, с аэродрома Внуково на аэродром Алферьево, с аэродрома Дубровицы на аэродром Мигалово (12 гиап, 28 и 177 иап) — 35 самолетовылетов, налет 21 час 50 минут. 
    24 сентября 1942 года 
    Перелеты с аэродромов: ЦА на аэродром Дубровицы и обратно, с аэродрома Люберцы на аэродром Муром и обратно (12 гиап, 16 иап) — 21 самолетовылет, налет 17 часов 22 минуты. 
    На 1 октября 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 25 исправных и 5 неисправных, И-16 — 1 исправный, летчиков — 31 (боеготовых днем — 21, ночью — 6) 
    15 октября 1942 года 
    Лидирование истребителей по маршруту Дубровицы — Тамбов (28 иап) — налет 7 часов 20 минут. 

    План дислокации 6 иак на зимний период 

    67 иап: фактическая летняя дислокация — Дубровицы, осень — Дубровицы, зима - Дубровицы 
    177 иап: фактическая летняя дислокация — Дубровицы, осень — Остафьево, зима — Липицы 

    Дополнение к журналу боевых действий за сентябрь — октябрь 1942 года 

    В период с 21.9 по 31.10.42 г. 177 иап, выполняя специальное задание, прикрывал железнодорожные перевозки на перегонах Калинин — Лихославль — Торжок — Кувшиново, Лихославль — Селижарово, Кувшиново — Осташков, Фирово — Селижарово, Фирово — Осташков, Фирово — Горовастица, находясь в оперативном подчинении 106 иад в составе ВВС Калининского фронта. За указанный период произведено 422 самолетовылета с налетом 376 часов. Проведено 32 воздушных боя, в которых сбито 10 самолетов противника: 8 Ю-88, 1 Хе-111, 1 Ме-109. 

    На 1 ноября 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — исправных 9, неисправных 7, И-16 — 1 исправный, летчиков 11 (боеготовых днем — 5, ночью — 1). 
    На 1 декабря 1942 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 15 исправных и 4 неисправных, летчиков — 21 (боеготовых днем - 15, ночью — 4) 

    1943 год 
    Из приказа частям 6 иак №01 от 7 января 1943 года: 
    ...возлагаю полную ответственность за боевую работу и боевую подготовку авиаполков корпуса на моих заместителей, которым подчиняются авиаполки: 
    3. Юго-Западный сектор, заместитель командира корпуса подполковник Королев: 
    67 иап — аэродром Дубровицы 
    177 иап — аэродром Дубровицы 
    178 иап — аэродром Липицы 
    445 иап — аэродром Кашира 

    На 31 января 1943 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 14 исправных, 5 неисправных, летчиков — 23 (боеготовых днем — 14, ночью — 6) 
    15 февраля 1943 года 
    1 иап [Погранвойск] НКВД вошел в состав 6 иак ПВО и переименован в 11 иап с базированием на аэродроме Дубровицы. 
    Из приказа частям 6 иак ПВО №025 от 15 февраля 1943 года: 
    11 иап с аэродрома Быково перебазировать на аэродром Дубровицы. 
    Командиру 11 иап до 16.2.43 г. выслать квартирьеров на аэродром Дубровицы; техсостав перебазировать по железной дороге к 16.2.43 г.; техимущество перебазировать автотранспортом... 
    23 февраля 1943 года 
    11 иап с аэродрома Быково перебазировался на аэродром Дубровицы 
    На 28 февраля 1943 года 
    Аэродром Дубровицы 
    11 иап: самолетов МиГ-3 - 20 исправно и 30* неисправно (еще один Як-1 находится на аэродроме Алферьево), летчиков боеготовых днем — 18, ночью — 4 
    • - вероятно, опечатка — следует читать 3 неисправно 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 20 исправно и 5 неисправно, летчиков боеготовых днем — 20, ночью - 7 
    На 31 марта 1943 года 
    Аэродром Дубровицы 
    11 иап: самолетов МиГ-3 — 13 исправных и 3 неисправных, самолетов Як-1 — 1 исправный (еще 7 неисправных МиГ-3 находятся на аэродроме Остафьево), летчиков боеготовых днем на самолетах МиГ-3 — 14, на самолетах Як-1 — 7 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 18 исправных и 2 неисправных (еще 6 исправных МиГ-3 находятся на аэродроме Остафьево), летчиков боеготовых днем — 18, ночью — 10 (еще 6 боеготовых днем летчиков находятся на аэродроме Остафьево). 
    11 апреля 1943 года 
    11 иап — 7 экипажей с аэродрома Остафьево перебазировались на аэродром Дубровицы 
    177 иап — 6 экипажей с аэродрома Остафьево перебазировались на аэродром Дубровицы 
    20 апреля 1943 года 
    11 иап — 8 экипажей на самолетах МиГ-3 перебазировались с аэродрома Дубровицы на аэродром Мигалово (Калинин) 
    На 30 апреля 1943 года 
    Аэродром Дубровицы 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 24 исправных и 1 неисправный, летчиков боеготовых днем — 24, ночью — 15 
    Частный боевой приказ штаба Московского фронта ПВО №21 от 19 мая 1943 года: 
    ... Командиру 6 иак перебазировать 11 иап с аэродрома Мигалово на аэродром Дубровицы с прежней задачей. 
    На 31 мая 1943 года 
    Аэродром Дубровицы 
    11 иап: самолетов МиГ-3 — 20 исправных и 3 неисправных, Як-1 — 1 исправный, летчиков боеготовых днем — 21 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 26 исправных, 3 неисправных, летчиков боеготовых днем — 26, ночью — 14 
    На основании приказа НКО №0087 от 21.05.43 г. и директивы Генштаба КА №Орг/8/135072сс от 08.06.1943 г. 6 иак ПВО преобразуется в 1 воздушную истребительную армию ПВО. В составе 1 ВИА ПВО формируются несколько авиадивизий. Ответственность за оборону юго-западного сектора возложена на 319 иад, штаб — Дубровицы. В конце 1943 года в состав дивизии входят 177, 178, 309 и 445 иап. 
    На 30 декабря 1943 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов — нет, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 16 исправных, самолетов Як-9 — 10 исправных, летчиков 23 (боеготовых днем — 16, ночью — 16) 

    1944 год 
    На 20 января 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов — нет, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 15 исправных, самолетов Як-9 — 10 исправных, летчиков 23 (боеготовых днем — 16, ночью — 16) 
    На 30 января 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов — нет, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 15 исправных, самолетов Як-9 — 10 исправных, летчиков 23 (боеготовых днем — 15, ночью — 15) 
    На 10 февраля 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов — нет, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 11 исправных, самолетов Як-9 — 10 исправных, летчиков 23 (боеготовых днем — 11, ночью — 11) 
    На 20 февраля 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов — нет, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 11 исправных, самолетов Як-9 — 10 исправных, летчиков 23 (боеготовых днем — 11, ночью — 11) 
    На 29 февраля 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов — нет, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 11 исправных, самолетов Як-7 — 14 исправных, 1 неисправный, летчиков 23 (боеготовых днем — 11, ночью — 11) 
    На 10 марта 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 8 исправных, самолетов Як-7 — 14 исправных, 1 неисправный, летчиков 23 (боеготовых днем — 21, ночью — 8) 
    На 20 марта 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 8 исправных, (еще 15 исправных самолетов Як-7 базируются на аэродроме Остафьево), летчиков 24 (боеготовых днем — 8, ночью — 7, остальные — на аэродроме Остафьево) 
    На 30 марта 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, летчиков — 6, боеготовых днем — 1, ночью - 1 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 8 исправных, (еще 15 исправных самолетов Як-7 базируются на аэродроме Остафьево), летчиков 24 (боеготовых днем — 6, ночью — 6, остальные — на аэродроме Остафьево) 
    На 10 апреля 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, летчиков — 6, боеготовых днем — 1, ночью - 1 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 5 исправных, (еще 13 исправных самолетов Як-7 и 1 неисправный базируются на аэродроме Остафьево), летчиков 24 (боеготовых днем — 18, ночью — 18) 
    На 20 апреля 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 4 исправных, 1 неисправный (еще 14 исправных самолетов Як-7б базируются на аэродроме Остафьево), летчиков 24 (боеготовых днем — 13, ночью — 12) 
    На 30 апреля 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 2 неисправных (еще 14 исправных самолетов Як-7б базируются на аэродроме Остафьево), летчиков 23 (боеготовых днем — 14, ночью — 12) 
    На 10 мая 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 2 неисправных (еще 14 исправных самолетов Як-7б базируются на аэродроме Остафьево), летчиков 23 (боеготовых днем — 14, ночью — 13) 
    На 20 мая 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 2 исправных (еще 13 исправных самолетов Як-7б и 1 неисправный базируются на аэродроме Остафьево), летчиков 23 (боеготовых днем — 13, ночью — 13) 
    На 30 мая 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов МиГ-3 — 1 исправный, самолетов Як-7б - 12 исправных и 2 неисправных, летчиков 23 (боеготовых днем — 12, ночью — 12) 
    На 10 июня 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, Як-9 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Як-7б - 13 исправных, летчиков 23 (боеготовых днем — 13, ночью — 13) 
    На 20 июня 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, Як-9 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Як-7б - 13 исправных, Спитфайр — 2 исправных, летчиков 23 (боеготовых днем — 14, ночью — 14) 
    На 30 июня 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, Як-9 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Як-7б - 11 исправных, 2 неисправных, Спитфайр — 2 исправных, летчиков 23 (боеготовых днем — 11, ночью — 11) 
    На 10 июля 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, Як-9 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Як-7б - 9 исправных, 1 неисправный, Спитфайр — 14 исправных, 1 неисправный, летчиков 23 (боеготовых днем — 9, ночью — 9) 
    На 20 июля 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, Як-1 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Як-7б - 2 исправных, 2 неисправных, Спитфайр — 13 исправных, 1 неисправный, летчиков 23 (боеготовых днем — 8, ночью — 8) 
    На 30 июля 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Ла-5 — 1 исправный, Як-1 — 1 исправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Як-7б - 4 исправных, 6 неисправных, Спитфайр — 13 исправных, 15 неисправных, летчиков 23 (боеготовых днем — 17, ночью — 4) 
    На 10 августа 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Як-1 — 1 исправный, Спитфайр — 2 исправных, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Як-7б - 3 исправных, 1 неисправный, Спитфайр — 24 исправных, 5 неисправных, летчиков 23 (боеготовых днем — 18, ночью — 3) 
    На 20 августа 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Як-1 — 1 исправный, Спитфайр — 2 исправных, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 26 исправных, 3 неисправных, летчиков 22 (боеготовых днем — 18, ночью — 10) 
    На 30 августа 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Як-1 — 1 исправный, Спитфайр — 2 исправных, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 27 исправных, 2 неисправных, летчиков 22 (боеготовых днем — 19, ночью — 18) 
    На 10 сентября 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Як-1 — 1 исправный, Спитфайр — 2 исправных, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 23 исправных, 2 неисправных, летчиков 20 (боеготовых днем — 13, ночью — 13) 
    На 20 сентября 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Як-1 — 1 исправный, Спитфайр — 2 исправных, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 21 исправных, 4 неисправных, летчиков 20 (боеготовых днем — 14, ночью — 14) 
    На 30 сентября 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Як-1 — 1 исправный, Спитфайр — 2 исправных, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 20 исправных, 4 неисправных, летчиков 18 (боеготовых днем — 11, ночью — 11) 
    На 10 октября 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Як-1 — 12 исправных, Як-3 — 1 неисправный, Спитфайр — 2 исправных, летчиков — 5 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 6 исправных, 18 неисправных, летчиков 18 (боеготовых днем — 6, ночью — 6) 
    На 20 октября 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): самолетов Як-1 — 12 исправных, Спитфайр — 2 исправных, летчиков — 7 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 13 исправных, 12 неисправных, летчиков 18 (боеготовых днем — 12, ночью — 12) 
    На 30 октября 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): Спитфайр — 2 исправных, 1 неисправный, летчиков — 7 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 20 исправных, 5 неисправных, летчиков 18 (боеготовых днем — 14, ночью — 14) 
    На 10 ноября 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): Спитфайр — 2 исправных, 1 неисправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 22 исправных, 3 неисправных, летчиков 18 (боеготовых днем — 14, ночью — 14) 
    На 20 ноября 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): Спитфайр — 2 исправных, 1 неисправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 24 исправных, 1 неисправных, летчиков 18 (боеготовых днем — 14, ночью — 14) 
    На 30 ноября 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): Спитфайр — 2 исправных, 1 неисправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 24 исправных, 1 неисправных, летчиков 17 (боеготовых днем — 13, ночью — 13) 
    На 10 декабря 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): Спитфайр — 2 исправных, 1 неисправный, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 24 исправных, 1 неисправных, летчиков 21 (боеготовых днем — 13, ночью — 13) 
    На 20 декабря 1944 года 
    Аэродром Дубровицы, обслуживается 649 бао 
    319 иад (управление): Спитфайр — 3 исправных, летчиков — 6 
    177 иап: самолетов Спитфайр — 24 исправных, 1 неисправных, летчиков 21 (боеготовых днем — 13, ночью — 12) 

    Список потерь 177-го ИАП
    1941 год

    23 октября 1941 года. Довженко Николай Ефимович. Младший лейтенант. Лётчик 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    24 октября 1941 года. Воронин Алексей Дмитриевич. Младший лейтенант. Лётчик 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    Память народа
    24 октября 1941 года. Самодуров Владимир Александрович. Младший лейтенант. Командир звена 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    Бессмертный полк
    27 октября 1941 года. Талалихин Виктор Васильевич. Младший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка (Герой Советского Союза, кавалер орденов Ленина и Красной Звезды). Сбит в воздушном бою. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москва. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
    Талалихин Виктор Васильевич.
    Герой Советского союза
    Памятник на могиле лётчика 188 Истребительного авиационного полка лейтенанта Л.А. Коровина в д. Лемешево Подольского района Московской области.
    14 марта 1942 г.


    Музей обороны Москвы

    11 января 1942 года. Коровин Леонид Александрович. Лейтенант. Лётчик 188-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    4 ноября 1941 года. Воробьёв Василий Васильевич. Сержант. Лётчик 177-го истребительного авиационного полка. Сбит огнём зенитной артиллерии в районе Каменка. Похоронен в селе Беляево Подольского района Московской области. (Ошибочная запись - Василий Васильевич Воробъев похоронен на кладбище в селе Лемешёво)
    4 ноября 1941 года. Савинов Яков Трофимович. Старший лейтенант. Адъютант эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    4 ноября 1941 года. Савостьянов Иван Кириллович. Младший лейтенант. Адъютант эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    4 ноября 1941 года. Турков Александр Григорьевич. Младший лейтенант. Командир звена 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    5 ноября 1941 года. Моисеев Владимир Филиппович. Младший лейтенант. Лётчик 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    2 декабря 1941 года. Богданов Александр Петрович. Младший лейтенант. Командир звена 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    2 декабря 1941 года. Даниленко Иван Прокопьевич. Младший лейтенант. ВрИД заместителя командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    6 декабря 1941 года. Сахно Николай Тарасович. Младший лейтенант. Командир звена 177-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в деревне Лемешёво Подольского района Московской области.
    12 декабря 1941 года. Шевченко Архип Петрович. Младший лейтенант. Лётчик 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    15 декабря 1941 года. Максимов Павел Лаврентьевич. Младший лейтенант. Командир звена 177-го истребительного авиационного полка. Сбит в воздушном бою. Похоронен в городе Серпухов.

    1942 год

    15 января 1942 года. Самраков Александр Иванович. Сержант. Лётчик 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
    16 января 1942 года. Самсонов Иван Дмитриевич. Майор. Заместитель командира 177-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на кладбище города Подольск Московской области.
    31 марта 1942 года. Купава Алексей Гаврилович. Лейтенант. Командир звена 177-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе при патрулировании над линией фронта. Похоронен на кладбище города Подольск Московской области.
    26 июля 1942 года. Галкин Андрей Владимирович. Лейтенант. Лётчик 177-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на кладбище города Подольск Московской области.
    26 июля 1942 года. Тадеуш Александр Семёнович. Капитан. Штурман 177-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на кладбище города Подольск Московской области.
    13 сентября 1942 года. Вольченко Александр Петрович. Младший лейтенант. Лётчик 177-го истребительного авиационного полка. Умер от ран полученных при аварии самолёта 2 сентября 1942 года. Похоронен на кладбище города Подольск Московской области.
    28 сентября 1942 года. Постников Георгий Павлович. Сержант. Лётчик 177-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в деревне Горошино Торжокского района Калининской области.
    4 октября 1942 года. Бученков Алексей Николаевич. Лейтенант. Командир звена 177-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.

    1943 год

    3 июня 1943 года. Савельев Иван Васильевич. Младший сержант. Механик по электрическому и специальному оборудованию 177-го истребительного авиационного полка. При ловле рыбы на реке Мга в 1 км. от аэродрома Подольск наткнулся в воде на противотанковую мину и подорвался. Похоронен на кладбище города Подольск Московской области.
    15 июня 1943 года. Фунтов Пётр Петрович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Отечественной Войны I степени более 200 боевых вылетов 4 групповые победы) Погиб в районе Дубровицы при выполнении ночного вылета. Похоронен на кладбище города Подольск Московской области.

    1944 год

    19 сентября 1944 года. Ерёменко Григорий Александрович. Младший лейтенант. Старший лётчик 177-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в авиационной катастрофе на аэродроме Дубровицы. Похоронен в городе Подольск Московской области.

    1946 год

    29 августа 1946 года. Власенко Иван Сергеевич. Младший лейтенант. Лётчик 177-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе на самолёте Spitfire у деревни Лемешёво Подольского района Московской области. Похоронен на кладбище деревни Лемешёво Подольского района Московской области.

    1950 год

    22 декабря 1950 года. Барсегян Саснык Аршакович. Старший лейтенант. Командир звена 177-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Отечественной Войны II степени). Сбит в воздушном бою на самолёте МиГ-15БиС. Похоронен на братском кладбище в городе Порт-Артуре.
    Снимки сделаны Т.И. Фоминой - выпускницей МАРХИ 1941 года.
    Датировка снимков владельцем - 1940-1942

    Предположительно - автор фотографий архитектор Татьяна Ивановна Фомина
    https://dubrovitsi.ru/fomina
    Петунина З.В.
    Дубровицкая церковь
    бумага, акварель
    1943 год

    Петунина Зоя Васильевна Петунина (1918—2018) — архитектор, педагог, профессор МАРХИ.
    9 мая 1945 года Вера Белышева помнит отчетливо.

    «Тут танцы, пляски, прыгали-скакали. Но на аэродроме у нас произошла авария. 9 мая был такой снегопад, что видимость была нулевой! Самолет, летевший из Польши, попал в яму и разбился, прямо у нас, немножко не долетев», — рассказала ветеран. И всё это – на глазах у тех, кто в это время должен был петь и ликовать.

    Вот таким получился у супругов Белышевых первый праздник победы…
    Хотела бы узнать число и месяц рождения моего деда - Шпигуна Ивана Васильевича (1914 года рождения). Родился в УССР, Днепропетровская область,с.Ново-Михайловское. Пропал без вести 13.07.41 года. Служил в 134 скоростном бомб.авиационном полке в городе Подольске (деревня Дубровицы). Звание-младший лейтенант. Хотела бы узнать еще какое летное училище он окончил.

    Источник
    Made on
    Tilda